Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Проект "Интересный день - суббота"

Дата: 24 сентября 2019 в 22:25, Обновлено 3 января 2021 в 01:09
<iframe allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen="" frameborder="0" height="410" src="https://www.youtube.com/embed/Oe1hazvdQuk" width="728"></iframe>

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Один день – это маленькая жизнь»

А.М. Горький

                                                                                 

Наконец-то и в учебной программе наших детей появилась «форточка». Еще 15 минут в постели, еще полчаса с любимым сериалом, еще час в компании сверстников в дворовой беседке. Стоп! 105 минут потерянного времени?! А если добавить к ним блаженное бесцельное валяние на диване, шатание по улице, треп по телефону?

Переход на пятидневку привел к увеличению количества свободного времени школьников, и перед педагогами возникла проблема разумного использования этого времени, поиска эффективных методов, форм организации разносторонней деятельности детей, опирающейся на их актуальные потребности.

Освобожденный от учебных занятий шестой школьный день – та благодатная почва для творческого развития детей, организации содержательного досуга, укрепления патриотизма и трудовых навыков. Конкретная, практичная и активная деятельность взрослых и самих детей в день, освобожденный от учебной нагрузки, - волшебная нить связующая два мира: мир взрослых – мир опыта, знаний, умений с миром детей – миром фантазии, воображения, мечты.

Опираясь на основные принципы, помогающие правильно организовать деятельность школьников в субботний  день: деятельность, комплексность, творчество, взаимосвязь – этот день должен состояться, прежде всего, как день – праздник. И тут главное не перейти на набор «праздничных мероприятий». Кто-то из классиков сказал, что праздник – это состояние души, а кто-то добавил, что, собственно, превращение радости из «своей» в «общую» и создает неповторимую атмосферу, трогательную и воспитывающую направленность праздника. К тому же, праздники, как часть социальной жизни человека, бывают разные: традиционные и неожиданные, общенародные и семейные, государственные и личные, наконец.

Из древнегреческого языка пришло в наш обиход слово «школа». А ведь в переводе слово «схоле» означает «досуг», «отдых». Но древние греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу – учиться. Вот так и получилось, что заполняя отдых детей после пятидневной учебной недели умными, содержательными, познавательными мероприятиями, мы делаем шестой день полноправным днем.

Предлагаемый нами проект организации содержательного досуга детей в шестой школьный день представляет организаторам воспитательного процесса большую свободу творчества. Организованная деятельность в субботний день увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в образовательном процессе. Необходимо стремится к тому, чтобы в шестой день недели учащиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья, их интеллектуального развития, гражданского становления, а также получили положительный эмоциональный заряд. Работа учреждения в субботний день также может дать положительный эффект по профилактике преступлений и правонарушений.

Универсальность проекта заключается в том, что, оставляя неизменной его структуру и изменяя только тематику суббот и формы работы, можно эффективно проводить воспитательную работу в любом направлении. Педагогический коллектив Центра считает необходимым создать условия для расширения сферы интересов наших детей, научить их отдыхать интересно, разнообразно, полезно. Деятельность коллектива учреждения в организации шестого школьного дня направлена на удовлетворение разносторонних запросов учащихся и их родителей.

Проект ориентирован на использование в любом учреждении образования.

ИДЕЯ ПРОЕКТА

Среди позитивных тенденций последнего десятилетия в сфере образования – возвращение к общечеловеческим ценностям и традициям, ориентация на интересы личности ребенка, семьи.

Современное общество, не ограничивается констатацией проблем в воспитании детей, оно занято поиском эффективных путей подготовки их к жизни и труду, формированию у них патриотических качеств и гражданской позиции, воспитанию лидерских качеств и конкурентоспособности в современном обществе. Оно признает необходимость поиска форм действенного влияния на сознание и культуру подрастающего поколения, решения актуальных проблем досуга детей и молодежи.

Создавая модель шестого школьного дня, мы, таким образом, пришли к тому, что она должна стать познавательной, ценностной, эмоционально привлекательной, интригующей и многоплановой. А, проектируя ее, мы ориентировались на основные компоненты ее реализации: организованность, содержательность, художественность и эмоциональность.

Так родилась идея проекта «Интересный день – суббота!».  Ежемесячно каждая первая суббота месяца, организуемая в учреждении, в рамках шестого школьного дня, - тематическая. Мероприятия, проводимые в тематические субботы, имеют определенную направленность и позволяют знакомить ребят с историей и культурой, географией и природой родной страны, белорусским фольклором, играми, прививать детям навыки здорового образа жизни. А каждую третью субботу месяца организуются «Дни учреждения дополнительного образования детей и молодежи» для учащихся учреждений образования района. В рамках проекта каждую субботу организована консультативная и просветительская деятельность специалистов СППС учреждения для педагогов, детей и родителей. Максимальное количество объединений по интересам различных профилей функционируют в субботний день в течение всего учебного года. Для всех желающих каждый субботний день открыты двери музейной экспозиции «Мой любимый мишка». Еженедельно, в шестой день недели, для самых маленьких ребят-дошколят работает Школа раннего развития «Малышок». Все формы работы в шестой школьный день разнообразны и увлекательны как для детей, так и их родителей. Поэтому проект «Интересный день – суббота!» был принят коллективом учреждения с воодушевлением и энтузиазмом.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание единого воспитательного пространства в шестой школьный день, направленного на формирование активной жизненной позиции учащихся, для становления гражданина и патриота, ответственного семьянина, конкурентоспособной личности, способной к  эффективной трудовой и профессиональной деятельности, на укрепление физического и нравственного здоровья, а также формирование творческой индивидуальности и позитивного отношения к миру.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • привлекать учащихся и родителей к организованным формам досуга в рамках деятельности учреждения дополнительного образования;
  • формировать у детей и молодёжи гражданскую позицию посредством участия в социально значимых делах, развитие социальной активности;
  • формировать гармонично развитую, общественно активную личность;
  • создать   условий   для   деятельности  детских и молодежных   объединений совершенствовать самоуправление;
  • обеспечить  эффективность   профилактики  асоциального  поведения детей и молодежи, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости учащихся;
  • повышать нравственную и эстетическую культуру учащихся;
  • развивать творческие способности и наклонности учащихся путем вовлечения их в творческую деятельность;
  • воспитывать культуру здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности;
  • воспитывать гражданина и патриота, интегрированного в современном мире.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШЕСТОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ

Направления работы:

  • идеологическое воспитание;
  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • духовно-нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни;
  • семейное и гендерное воспитание;
  • трудовое и профессиональное воспитание;
  • правовое воспитание, профилактика противоправных действий учащихся;
  • экологическое воспитание;
  • воспитание культуры быта и досуга;
  • социально-педагогическое и психологическое просвещение;
  • воспитание потребности в развитии и саморазвитии личности;
  • работа с родителями.

ФУНКЦИИ ПРОЕКТА

  • Образовательная: обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности  в образовательном процессе
  • Информационная: предполагает передачу педагогом учащемуся максимального объема информации, из которой последний берет столько, сколько хочет и  может усвоить
  • Ориентационная: способствует формированию социальной, целостной, профессиональной ориентации учащегося в свободное время
  • Коммуникативная: расширяет возможности, круг делового и дружеского общения учащегося со сверстниками и взрослыми в свободное время
  • Социальной адаптации: обеспечивает  механизмами и способами вхождения учащегося в сложную  обстановку нестабильного общества
  • Комплексно-коррекционная: обеспечивает условия для   оптимального продвижения каждого учащегося в той или иной деятельности и в общем развитии
  • Релаксационная: реализует право учащегося на отдых и развлечения

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Для воплощения проекта в жизнь осуществляет свою работу творческая группа учреждения:

  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
  • заместитель директора учебно-методической работе;
  • заведующие отделами учреждения;
  • педагоги-организаторы детских комнат по месту жительства;
  • культорганизаторы;
  • педагоги дополнительного образования;
  • родительская общественность.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Для реализации проекта используются системный и личностно-ориентированный подход.

Системный подход – методологическая ориентация в деятельности, где объект познания рассматривается как система.

Принципы:

  • целостности;
  • коммуникативности;
  • структурности;
  • целенаправленности;
  • развития.

Методы системного исследования:

  • системный анализ;
  • синтез;
  • системное моделирование;
  • общенаучные методы.

Личностно-ориентированный подход – предполагает личность, как доминанту процесса воспитания, и ее развитие.

Принципы:

  • самоактуализации и индивидуальности;
  • субъектности;
  • выбора;
  • творчества и успеха;
  • доверия и поддержки.

Методы:

  • диалога;
  • рефлексивные;
  • педагогической поддержки;
  • диагностические;
  • создание ситуации выбора и успеха.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Эффективность реализации проекта определяется таким условием, как установление продуктивного взаимодействия с другими образовательными учреждениями, семьями учащихся, общественностью города

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап

Предварительный

  1. Изучение запросов учащихся и родителей, их интересов по организации работы в шестой школьный день.
  2. Создание творческой группы педагогических работников по реализации проекта шестого школьного дня.
  3. Создание творческой группы учащихся «Буратино и компания» по реализации проекта шестого школьного дня.
  4. Анализ и подбор методической литературы по данной проблеме.
  5. Оформление идей проекта, деятельности.
  6. Разработка проекта и плана его реализации, оформление сценариев воспитательных мероприятий.
  7. Организация сотрудничества педагогов, детей и родителей.

2 этап

Практического осуществления

  1. Организация работы по направлениям проекта.
  2. Поиск и внедрение перспективных воспитательных технологий, направленных на организацию совместной комплексной деятельности.
  3. Система работы с различными категориями специалистов, участвующих в проекте:
    • организация культурно-досуговой деятельности;
    • работа объединений по интересам;
    • организация выездных Дней учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
    • музейная деятельность;
    • работа Школы раннего развития для детей дошкольного возраста «Малышок»;
    • заседание клуба ЮНЕСКО «Молодежный парламент»;
    • мероприятия с учащимися учреждений образования района в рамках деятельности районной ОО «БРПО»;
    • организация образовательного процесса по профессиональной подготовке рабочих (служащих) в X(XI) классах учреждений общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по специальностям «Визажист» и «Агент по туризму».
  4. Организация и проведение совместно разработанных мероприятий в рамках данного проекта.
  5. Активное участие педагогов, учащихся и родителей в мероприятиях, реализуемых в рамках проекта шестого школьного дня

3 этап

Заключительный. Рефлексия

  1. Подведение итогов реализации проекта. Значимость общественного мнения, собственная конструктивная, аналитическая деятельность.
  2. Обобщение опыта по результатам реализации проекта.
  3. Корректировка действий субъектов взаимодействия на основе результатов мониторинга, внесение изменений в планы деятельности.
  4. Педагогический поиск резервов и определение путей дальнейшего развития.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Условием успешной реализации проекта  являются следующие ресурсы:

  • кадровые: подготовка  педагогических кадров для работы по проекту;
  • методические: разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по проекту; издание сценарных разработок, методических рекомендаций;
  • организационные: координация работы по проекту; организация  ключевых дел в рамках проекта;
  • материальные:  обеспечение финансовой поддержки.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Культурно-досуговые и массовые воспитательные мероприятия:

  • праздники
  • игры-путешествия
  • устные журналы
  • игровые программы
  • квест-игры
  • развлекательно-познавательные программы
  • фестивали
  • конкурсы
  • интерактивные игры
  • тренинги
  • занятия с элементами тренинга
  • спортландии
  • соревнования
  • акции
  • КВН
  • Что? Где? Когда?
  • Интеллектуальные турниры
  • Интеллектуальные марафоны
  • Устный журнал
  • Митинги
  • Круглые столы и т.д.

2. Деятельность объединений по интересам

3. Выездные «Дни учреждения дополнительного образования детей и молодежи»:

  • Дни открытых дверей
  • Праздники творчества
  • Мастер-классы
  • Игровые и развлекательные программы
  • Выставки декоративно-прикладного и технического творчества
  • Выездные экскурсии «музей в чемодане»

4. Работа музейной экспозиции «Мой любимый мишка»

  • Экскурсии
  • Выездные экскурсии «музей в чемодане»
  • Интерактивные игровые программы

5. Работа Школы раннего развития для детей дошкольного возраста «Малышок»

  • Занятия в объединениях по интересам
  • Игровые и познавательные мероприятия
  • Детско-родительские мероприятия
  1. Заседание клуба ЮНЕСКО «Молодежный парламент»:
  • Тренинги
  • Праздники
  • Экскурсии
  • Походы
  • Игротеки
  • Участие в мероприятиях, конкурсах различных уровней.
  1. Мероприятия с учащимися учреждений образования в рамках деятельности районной ОО «БРПО»
  2. Организация образовательного процесса по профессиональной подготовке рабочих (служащих) в X(XI) классах учреждений общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по специальностям «Визажист» и «Агент по туризму»:
  • Уроки
  • Экскурсии
  • Мастер-классы
  • Участие в конкурсах, мероприятиях различных уровней.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Состояние здоровья учащихся

Укрепление физического и морального здоровья детей. Высокая работоспособность, низкая утомляемость, отсутствие тревожности

Занятость учащихся

Максимальное вовлечение в организованную деятельность детей, в том числе требующих особого педагогического внимания

Проявление личности учащегося

Повышение творческого потенциала каждого ребёнка, реализация его личностного «Я»

Уровень сплоченности коллектива

Каждый учащийся занимает достойное место в коллективе, участвует во всех формах коллективной деятельности

Удовлетворённость учащихся, родителей, педагогов

Совместное активное и систематическое участие в мероприятиях и творческих делах

Посещаемость

Активное и систематическое посещение учащимися и родителями мероприятий в рамках реализации проекта шестого школьного дня

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Повышение уровня мотивации, активности учащихся в шестой школьный день и, как следствие, привлечение максимального количества детей в работу субботы Центра.
  • Максимальная занятость учащихся в шестой школьный день.
  • Повышение уровня воспитанности учащихся.
  • Организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности.
  • Повышение активности участия родителей в воспитательных мероприятиях в шестой школьный день, налаживание более тесных контактов учреждения и семьи.
  • Развитие творческого потенциала личности каждого учащегося.
  • Осознание понимание учащимися важности общественно полезного труда, осознанное участие в различных видах общественной работы.
  • Повышение уровня физической подготовленности и укрепление здоровья учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С целью активного вовлечения учащихся и родителей в воспитательный процесс в учреждении создана модель организации шестого школьного дня через организацию проектной деятельности учащихся, педагогов и родителей по различным направлениям воспитательной деятельности. В системе работы по организации проектной деятельности в шестой день недели прослеживается целенаправленное сотрудничество педагогов, учащихся и родителей. Поэтапная деятельность организована в тесном взаимодействии и ориентирована на конечный результат.

Работа над совместным проектом в шестой школьный день недели обогащает учащихся и их родителей новыми знаниями, пробуждает у ребят интерес к познавательной деятельности, развивает творческий потенциал, решает ряд воспитательных и развивающих задач. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, учит работать в команде.

Решая проблемы, поставленные в проекте, ребята сами ставят цели, сообща вырабатывают план действия, собирают необходимую информацию, вместе осуществляют задуманное, анализируют и оценивают результаты.

Родители в совместной проектной деятельности получают дополнительное образование в вопросах воспитания через конкретное сотворчество, совместную работу, общую заботу, имеют возможность увидеть своего ребенка в новой, незнакомой для семьи социальной роли ученика, товарища, соработника.

Педагоги в совместной деятельности получают возможность осуществлять педагогическое и духовно-нравственное сопровождение семьи.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1.  Бедулина, Г. Ф. Формирование здорового образа жизни: социально- педагогическое проектирование : пособие для педагогов общеобразовательных учреждений  /  Г. Ф. Бедулина. – Минск : НИО, 2009. – 192 с.
  2. Гаврилин, А. Организация работы над проектом / А. Гаврилин // Школьная педагогика. – 2007. – №3.
  3. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии : пособие для учителей / Н. И. Запрудский. – Минск, 2003. – 288 с.
  4. Иванов, И. П. Коллективные творческие дела / И. П. Иванов. – Москва, 1989. – 102 с.
  5. Кабуш, В. Т. Гуманистическое воспитание школьников : теория и методика : пособие для педагогов / В. Т. Кабуш. – Минск : ГУО АПО, 5-е изд. – 2009. – 200 с.
  6. Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений образования / А. С. Никончук [и др.] ; под. ред. А. С. Никончук. – Минск : НИО, 2011. – 184 с.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.