АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Один день – это маленькая жизнь»
А.М. Горький
Наконец-то и в учебной программе наших детей появилась «форточка». Еще 15 минут в постели, еще полчаса с любимым сериалом, еще час в компании сверстников в дворовой беседке. Стоп! 105 минут потерянного времени?! А если добавить к ним блаженное бесцельное валяние на диване, шатание по улице, треп по телефону?
Переход на пятидневку привел к увеличению количества свободного времени школьников, и перед педагогами возникла проблема разумного использования этого времени, поиска эффективных методов, форм организации разносторонней деятельности детей, опирающейся на их актуальные потребности.
Освобожденный от учебных занятий шестой школьный день – та благодатная почва для творческого развития детей, организации содержательного досуга, укрепления патриотизма и трудовых навыков. Конкретная, практичная и активная деятельность взрослых и самих детей в день, освобожденный от учебной нагрузки, - волшебная нить связующая два мира: мир взрослых – мир опыта, знаний, умений с миром детей – миром фантазии, воображения, мечты.
Опираясь на основные принципы, помогающие правильно организовать деятельность школьников в субботний день: деятельность, комплексность, творчество, взаимосвязь – этот день должен состояться, прежде всего, как день – праздник. И тут главное не перейти на набор «праздничных мероприятий». Кто-то из классиков сказал, что праздник – это состояние души, а кто-то добавил, что, собственно, превращение радости из «своей» в «общую» и создает неповторимую атмосферу, трогательную и воспитывающую направленность праздника. К тому же, праздники, как часть социальной жизни человека, бывают разные: традиционные и неожиданные, общенародные и семейные, государственные и личные, наконец.
Из древнегреческого языка пришло в наш обиход слово «школа». А ведь в переводе слово «схоле» означает «досуг», «отдых». Но древние греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу – учиться. Вот так и получилось, что заполняя отдых детей после пятидневной учебной недели умными, содержательными, познавательными мероприятиями, мы делаем шестой день полноправным днем.
Предлагаемый нами проект организации содержательного досуга детей в шестой школьный день представляет организаторам воспитательного процесса большую свободу творчества. Организованная деятельность в субботний день увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в образовательном процессе. Необходимо стремится к тому, чтобы в шестой день недели учащиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья, их интеллектуального развития, гражданского становления, а также получили положительный эмоциональный заряд. Работа учреждения в субботний день также может дать положительный эффект по профилактике преступлений и правонарушений.
Универсальность проекта заключается в том, что, оставляя неизменной его структуру и изменяя только тематику суббот и формы работы, можно эффективно проводить воспитательную работу в любом направлении. Педагогический коллектив Центра считает необходимым создать условия для расширения сферы интересов наших детей, научить их отдыхать интересно, разнообразно, полезно. Деятельность коллектива учреждения в организации шестого школьного дня направлена на удовлетворение разносторонних запросов учащихся и их родителей.
Проект ориентирован на использование в любом учреждении образования.
ИДЕЯ ПРОЕКТА
Среди позитивных тенденций последнего десятилетия в сфере образования – возвращение к общечеловеческим ценностям и традициям, ориентация на интересы личности ребенка, семьи.
Современное общество, не ограничивается констатацией проблем в воспитании детей, оно занято поиском эффективных путей подготовки их к жизни и труду, формированию у них патриотических качеств и гражданской позиции, воспитанию лидерских качеств и конкурентоспособности в современном обществе. Оно признает необходимость поиска форм действенного влияния на сознание и культуру подрастающего поколения, решения актуальных проблем досуга детей и молодежи.
Создавая модель шестого школьного дня, мы, таким образом, пришли к тому, что она должна стать познавательной, ценностной, эмоционально привлекательной, интригующей и многоплановой. А, проектируя ее, мы ориентировались на основные компоненты ее реализации: организованность, содержательность, художественность и эмоциональность.
Так родилась идея проекта «Интересный день – суббота!». Ежемесячно каждая первая суббота месяца, организуемая в учреждении, в рамках шестого школьного дня, - тематическая. Мероприятия, проводимые в тематические субботы, имеют определенную направленность и позволяют знакомить ребят с историей и культурой, географией и природой родной страны, белорусским фольклором, играми, прививать детям навыки здорового образа жизни. А каждую третью субботу месяца организуются «Дни учреждения дополнительного образования детей и молодежи» для учащихся учреждений образования района. В рамках проекта каждую субботу организована консультативная и просветительская деятельность специалистов СППС учреждения для педагогов, детей и родителей. Максимальное количество объединений по интересам различных профилей функционируют в субботний день в течение всего учебного года. Для всех желающих каждый субботний день открыты двери музейной экспозиции «Мой любимый мишка». Еженедельно, в шестой день недели, для самых маленьких ребят-дошколят работает Школа раннего развития «Малышок». Все формы работы в шестой школьный день разнообразны и увлекательны как для детей, так и их родителей. Поэтому проект «Интересный день – суббота!» был принят коллективом учреждения с воодушевлением и энтузиазмом.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание единого воспитательного пространства в шестой школьный день, направленного на формирование активной жизненной позиции учащихся, для становления гражданина и патриота, ответственного семьянина, конкурентоспособной личности, способной к эффективной трудовой и профессиональной деятельности, на укрепление физического и нравственного здоровья, а также формирование творческой индивидуальности и позитивного отношения к миру.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- привлекать учащихся и родителей к организованным формам досуга в рамках деятельности учреждения дополнительного образования;
- формировать у детей и молодёжи гражданскую позицию посредством участия в социально значимых делах, развитие социальной активности;
- формировать гармонично развитую, общественно активную личность;
- создать условий для деятельности детских и молодежных объединений совершенствовать самоуправление;
- обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости учащихся;
- повышать нравственную и эстетическую культуру учащихся;
- развивать творческие способности и наклонности учащихся путем вовлечения их в творческую деятельность;
- воспитывать культуру здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности;
- воспитывать гражданина и патриота, интегрированного в современном мире.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШЕСТОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ
Направления работы:
- идеологическое воспитание;
- гражданское и патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни;
- семейное и гендерное воспитание;
- трудовое и профессиональное воспитание;
- правовое воспитание, профилактика противоправных действий учащихся;
- экологическое воспитание;
- воспитание культуры быта и досуга;
- социально-педагогическое и психологическое просвещение;
- воспитание потребности в развитии и саморазвитии личности;
- работа с родителями.
ФУНКЦИИ ПРОЕКТА
- Образовательная: обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности в образовательном процессе
- Информационная: предполагает передачу педагогом учащемуся максимального объема информации, из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить
- Ориентационная: способствует формированию социальной, целостной, профессиональной ориентации учащегося в свободное время
- Коммуникативная: расширяет возможности, круг делового и дружеского общения учащегося со сверстниками и взрослыми в свободное время
- Социальной адаптации: обеспечивает механизмами и способами вхождения учащегося в сложную обстановку нестабильного общества
- Комплексно-коррекционная: обеспечивает условия для оптимального продвижения каждого учащегося в той или иной деятельности и в общем развитии
- Релаксационная: реализует право учащегося на отдых и развлечения
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Для воплощения проекта в жизнь осуществляет свою работу творческая группа учреждения:
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
- заместитель директора учебно-методической работе;
- заведующие отделами учреждения;
- педагоги-организаторы детских комнат по месту жительства;
- культорганизаторы;
- педагоги дополнительного образования;
- родительская общественность.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Для реализации проекта используются системный и личностно-ориентированный подход.
Системный подход – методологическая ориентация в деятельности, где объект познания рассматривается как система.
Принципы:
- целостности;
- коммуникативности;
- структурности;
- целенаправленности;
- развития.
Методы системного исследования:
- системный анализ;
- синтез;
- системное моделирование;
- общенаучные методы.
Личностно-ориентированный подход – предполагает личность, как доминанту процесса воспитания, и ее развитие.
Принципы:
- самоактуализации и индивидуальности;
- субъектности;
- выбора;
- творчества и успеха;
- доверия и поддержки.
Методы:
- диалога;
- рефлексивные;
- педагогической поддержки;
- диагностические;
- создание ситуации выбора и успеха.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эффективность реализации проекта определяется таким условием, как установление продуктивного взаимодействия с другими образовательными учреждениями, семьями учащихся, общественностью города
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап
Предварительный
- Изучение запросов учащихся и родителей, их интересов по организации работы в шестой школьный день.
- Создание творческой группы педагогических работников по реализации проекта шестого школьного дня.
- Создание творческой группы учащихся «Буратино и компания» по реализации проекта шестого школьного дня.
- Анализ и подбор методической литературы по данной проблеме.
- Оформление идей проекта, деятельности.
- Разработка проекта и плана его реализации, оформление сценариев воспитательных мероприятий.
- Организация сотрудничества педагогов, детей и родителей.
2 этап
Практического осуществления
- Организация работы по направлениям проекта.
- Поиск и внедрение перспективных воспитательных технологий, направленных на организацию совместной комплексной деятельности.
- Система работы с различными категориями специалистов, участвующих в проекте:
- организация культурно-досуговой деятельности;
- работа объединений по интересам;
- организация выездных Дней учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
- музейная деятельность;
- работа Школы раннего развития для детей дошкольного возраста «Малышок»;
- заседание клуба ЮНЕСКО «Молодежный парламент»;
- мероприятия с учащимися учреждений образования района в рамках деятельности районной ОО «БРПО»;
- организация образовательного процесса по профессиональной подготовке рабочих (служащих) в X(XI) классах учреждений общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по специальностям «Визажист» и «Агент по туризму».
- Организация и проведение совместно разработанных мероприятий в рамках данного проекта.
- Активное участие педагогов, учащихся и родителей в мероприятиях, реализуемых в рамках проекта шестого школьного дня
3 этап
Заключительный. Рефлексия
- Подведение итогов реализации проекта. Значимость общественного мнения, собственная конструктивная, аналитическая деятельность.
- Обобщение опыта по результатам реализации проекта.
- Корректировка действий субъектов взаимодействия на основе результатов мониторинга, внесение изменений в планы деятельности.
- Педагогический поиск резервов и определение путей дальнейшего развития.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Условием успешной реализации проекта являются следующие ресурсы:
- кадровые: подготовка педагогических кадров для работы по проекту;
- методические: разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по проекту; издание сценарных разработок, методических рекомендаций;
- организационные: координация работы по проекту; организация ключевых дел в рамках проекта;
- материальные: обеспечение финансовой поддержки.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Культурно-досуговые и массовые воспитательные мероприятия:
- праздники
- игры-путешествия
- устные журналы
- игровые программы
- квест-игры
- развлекательно-познавательные программы
- фестивали
- конкурсы
- интерактивные игры
- тренинги
- занятия с элементами тренинга
- спортландии
- соревнования
- акции
- КВН
- Что? Где? Когда?
- Интеллектуальные турниры
- Интеллектуальные марафоны
- Устный журнал
- Митинги
- Круглые столы и т.д.
2. Деятельность объединений по интересам
3. Выездные «Дни учреждения дополнительного образования детей и молодежи»:
- Дни открытых дверей
- Праздники творчества
- Мастер-классы
- Игровые и развлекательные программы
- Выставки декоративно-прикладного и технического творчества
- Выездные экскурсии «музей в чемодане»
4. Работа музейной экспозиции «Мой любимый мишка»
- Экскурсии
- Выездные экскурсии «музей в чемодане»
- Интерактивные игровые программы
5. Работа Школы раннего развития для детей дошкольного возраста «Малышок»
- Занятия в объединениях по интересам
- Игровые и познавательные мероприятия
- Детско-родительские мероприятия
- Заседание клуба ЮНЕСКО «Молодежный парламент»:
- Тренинги
- Праздники
- Экскурсии
- Походы
- Игротеки
- Участие в мероприятиях, конкурсах различных уровней.
- Мероприятия с учащимися учреждений образования в рамках деятельности районной ОО «БРПО»
- Организация образовательного процесса по профессиональной подготовке рабочих (служащих) в X(XI) классах учреждений общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по специальностям «Визажист» и «Агент по туризму»:
- Уроки
- Экскурсии
- Мастер-классы
- Участие в конкурсах, мероприятиях различных уровней.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Состояние здоровья учащихся
Укрепление физического и морального здоровья детей. Высокая работоспособность, низкая утомляемость, отсутствие тревожности
Занятость учащихся
Максимальное вовлечение в организованную деятельность детей, в том числе требующих особого педагогического внимания
Проявление личности учащегося
Повышение творческого потенциала каждого ребёнка, реализация его личностного «Я»
Уровень сплоченности коллектива
Каждый учащийся занимает достойное место в коллективе, участвует во всех формах коллективной деятельности
Удовлетворённость учащихся, родителей, педагогов
Совместное активное и систематическое участие в мероприятиях и творческих делах
Посещаемость
Активное и систематическое посещение учащимися и родителями мероприятий в рамках реализации проекта шестого школьного дня
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повышение уровня мотивации, активности учащихся в шестой школьный день и, как следствие, привлечение максимального количества детей в работу субботы Центра.
- Максимальная занятость учащихся в шестой школьный день.
- Повышение уровня воспитанности учащихся.
- Организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности.
- Повышение активности участия родителей в воспитательных мероприятиях в шестой школьный день, налаживание более тесных контактов учреждения и семьи.
- Развитие творческого потенциала личности каждого учащегося.
- Осознание понимание учащимися важности общественно полезного труда, осознанное участие в различных видах общественной работы.
- Повышение уровня физической подготовленности и укрепление здоровья учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С целью активного вовлечения учащихся и родителей в воспитательный процесс в учреждении создана модель организации шестого школьного дня через организацию проектной деятельности учащихся, педагогов и родителей по различным направлениям воспитательной деятельности. В системе работы по организации проектной деятельности в шестой день недели прослеживается целенаправленное сотрудничество педагогов, учащихся и родителей. Поэтапная деятельность организована в тесном взаимодействии и ориентирована на конечный результат.
Работа над совместным проектом в шестой школьный день недели обогащает учащихся и их родителей новыми знаниями, пробуждает у ребят интерес к познавательной деятельности, развивает творческий потенциал, решает ряд воспитательных и развивающих задач. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, учит работать в команде.
Решая проблемы, поставленные в проекте, ребята сами ставят цели, сообща вырабатывают план действия, собирают необходимую информацию, вместе осуществляют задуманное, анализируют и оценивают результаты.
Родители в совместной проектной деятельности получают дополнительное образование в вопросах воспитания через конкретное сотворчество, совместную работу, общую заботу, имеют возможность увидеть своего ребенка в новой, незнакомой для семьи социальной роли ученика, товарища, соработника.
Педагоги в совместной деятельности получают возможность осуществлять педагогическое и духовно-нравственное сопровождение семьи.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Бедулина, Г. Ф. Формирование здорового образа жизни: социально- педагогическое проектирование : пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Г. Ф. Бедулина. – Минск : НИО, 2009. – 192 с.
- Гаврилин, А. Организация работы над проектом / А. Гаврилин // Школьная педагогика. – 2007. – №3.
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии : пособие для учителей / Н. И. Запрудский. – Минск, 2003. – 288 с.
- Иванов, И. П. Коллективные творческие дела / И. П. Иванов. – Москва, 1989. – 102 с.
- Кабуш, В. Т. Гуманистическое воспитание школьников : теория и методика : пособие для педагогов / В. Т. Кабуш. – Минск : ГУО АПО, 5-е изд. – 2009. – 200 с.
- Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений образования / А. С. Никончук [и др.] ; под. ред. А. С. Никончук. – Минск : НИО, 2011. – 184 с.